Социально-педагогический Проект «Стоп ВИЧ/СПИД».
В рамках ежегодной Всероссийской акции (1 декабря), с 2024 по 2029 год воплощается проект по защите здоровья молодого поколения и профилактике СПИДА.
Проблематика: Вместе в ростом инфицированных растет смертность. ВИЧ-инфекция вышла за пределы уязвимых групп населения и активно распространяется в общей популяции.
Актуальность: становление гражданского общества немыслимо без участия в этом процессе подрастающего поколения. Чтобы обеспечить это условие, должна быть выработана стратегия воспитания, которая будет направлена на формирование самостоятельной личности с активной социальной и гражданской позицией. В то же время постоянно меняющаяся образовательная среда, чрезвычайно сложные, динамичные социально-экономические условия требуют и новых технологий воспитания личности, разработка которых должна вестись с инновационных позиций, и с учетом лучших традиций.
В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и формирование навыков ответственного отношения молодежи к своему здоровью, реализован Социальный Проект «Стоп ВИЧ/СПИД». В рамках проекта, школьники получат дополнительную возможность узнать о методах своевременной диагностики и разобраться в вопросах личной стратегии и методик предотвращения заражения СПИДом. Это имеет первостепенное значение для групп особого риска и, в первую очередь, для людей только вступающих во взрослую жизнь.
Цель:
- формирование навыков ответственного отношения молодежи к своему здоровью и безопасному стилю сексуального поведения, в условиях распространения ВИЧ-инфекции, психоактивных веществ;
- формирование ответственной, социально-активной личности через вовлечение школьников в совместную практико-ориентированную деятельность.
Задачи:
-
информировать обучающихся о специфике ВИЧ-инфекции и СПИДа, способах передачи, методах лечения и профилактики заболевания;
-
формирование поведенческих навыков, способствующих уменьшению риска заболевания ВИЧ/СПИД;
-
формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ.
-
определить критерии оценки результативности социально–педагогического проектирования в рамках деятельности детского общественного объединения в общеобразовательной школе.
Место проведения: ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева».
Аудитория: учащиеся 9,10,11 классов ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева».
Объект: учащиеся 9,10,11 классов ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева».
Практическая значимость:
-
дополнительная возможность узнать о методах своевременной диагностики и разобраться в вопросах личной стратегии и методик предотвращения заражения СПИДом.
-
активная жизненная позиция участников реализации проекта;
расширение информационного поля для школьников старшего подросткового возраста о формах работы ДОО «Красная лента» ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева»;
-
формирование ответственной, социально-активной личности через вовлечение школьников в совместную практико-ориентированную деятельность;
-
расширение поля самореализации и саморазвития школьников старшего подросткового возраста, участвующих в проекте.
Ресурсы: 1. раздаточный материал: (флаеры, буклеты, плакаты);
2. красная лента, которая является символом поддержки, сострадания и надежды на будущее без СПИДа.
Социальные партнеры:
ГБУЗ «Малгобекская центральная районная больница» г. Малгобек.
План реализации проекта
-
Подготовительный октябрь
-
Организация деятельности ноября
-
Технологический – 26 ноября - 1 декабря
-
Рефлексия - декабрь
Составлена программа проекта:
Флэш-моб. ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева».
-
Стихотворение (читает ученица 9 класса)
Наркотики…Подростки погибают.
Слабеет ум, и сохнут их тела.
И тихо лица тают и сгорают
Как свечи пред иконами дотла.
Потухший взгляд…Души оплоты пали…
Как из могилы вдруг восставший прах…
Испуг и боль, отчаянье, печали
Повисли на родительских плечах.
А рядом – жизнь ключом. В стране не голод,
И не война, торнадо, иль пожар.
Как хорошо, когда здоров и молод,
Как плохо, коль лишен опоры, стар.
Сейчас в России дети погибают.
Как им помочь? Родители не знают.
-
Цель проведения акции, актуальность проблемы.
-
Открытый микрофон.
-
Раздаточный материал: флаеры, буклеты, плакаты.
Учитывая наличие у учащихся определенного опыта проектной деятельности, во время первого сбора желающих принять участие в проекте мы провели анкетирование и устный опрос школьников. Было установлено, что для наших респондентов при создании проекта предпочтительным вариантом творческого взаимодействия является самостоятельная командная работа. Во внимание были приняты все аспекты первичной диагностики, школьникам была оказана помощь при распределении участия, согласно индивидуальных особенностей развития и личностных предпочтений.
Участие в проекте приняли 38 человек, а впоследствии 18 учащихся старшего подросткового возраста вступили в ДОО «Красная лента».
Подготовительный этап проекта предполагал проведение с его участниками беседы на тему «Сегодня в моде здоровый образ жизни», а также занятия по созданию и обучению проектной группы.
Элементы программы были апробированы в ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева».
Результат:
-
Повышение информированности подростков об основных мерах профилактики ВИЧ, методах его своевременной диагностики и необратимости последствий в случае его развития.
-
Формирование в обществе негативного отношения к рискованному поведению, пропаганде преимущества здорового и безопасного образа жизни.
-
Как показывают данные проведенного исследования после реализации проекта, состояние каждого подростка в большей или в меньшей степени и как изменилось в положительную сторону.
-
По результатам диагностики по методике Л.В. Байбородовой «Репка», позволила получить информацию о личностном росте каждого подростка, о самооценке учащихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии.
-
Мотивы участия в деятельности приобрели направленность в коллективистском и личностном направлении, ребят с престижными мотивами сократилось на 17,8%.
-
Почти у всех участников проекта улучшились знания в медикосоциальной сфере. Так, количество подростков, показавших высокий уровень знаний, составил 78,5 %, в то время как количество участников проекта, показавших низкий уровень знаний по сравнению с первоначальным анкетированием, составило 3,6%.
-
Удовлетворенность проектом показало преобладание оценки «отлично» в ответах респондентов (89,3% от общего числа ответов), остальные школьники выбрали оценку «хорошо» (10,7%). Практическую значимость проведенных мероприятий по 5-балльной школе преобладающее число участников (92,8%) оценило 5 баллами.
-
Развитие личности учащегося посредством проектной деятельности даёт замечательные результаты: ростом качества знаний по отдельным предметам; увеличение количества учащихся вступивших в ДОО; рост качества творческих и научно-исследовательских работ учащихся; повышение воспитательного процесса учебной деятельности.
-
Наш проект содержал в себе программу построения по медикосоциальной деятельности в возрастной категории старший подростковый возраст.
-
Такая программа может включать в себя блоки посвящения, организацию различных видов игровой и практической деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. При этом работа должна вестись в комплексе с работой таких специалистов, как педагог-психолог, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, со специалистами различных профилей для активного сотрудничества с социальными учреждениями.
IV этап – послепроектный (декабрь 2024 года).
Руководство ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева» выразило благодарность за проведение акции и внесло предложение о продолжении сотрудничества с целью проведения подобных мероприятий на регулярной основе. Согласно программе проекта в ГБОУ «СОШ №12 с.п.Инарки им А.М.Котиева» (в 8-х и 9-х классах) по согласованию с администрацией школы было предложено провести тематические классные часы по защите здоровья молодого поколения и профилактике СПИДА. Составлен отчет и фото-отчёт о проведенном проекте «Сообщества добиваются перемен» в рамках Всероссийской акции «День борьбы со СПИДом».
В рамках ежегодной Всемирной акции (1 декабря 2024 года) были проведены тематические классные часы, интеллектуальный брейн-ринг «ВИЧ/СПИД. Знать, чтобы жить!» для молодёжи в возрасте от 14 лет.